Программа воспитания гимназии «Салмановская высота»

12 марта в МБОУ гимназии им.Ф.К.Салманова (г.Сургут) прошел ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Программа воспитания гимназии «Салмановская высота».  Педагоги обсуждали проект программы, по которой с 1 сентября 2021 года будет работать гимназия. Напомним, что с 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – Закон), согласно которому внесены изменения в  такие понятия  как «воспитание»,  «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа», введена в ФЗ об образовании дополнительная статья 12.1. «Общие требования к организации воспитания обучающихся».

  Законом также предусмотрено, что:

— в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие  советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии);

— образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями ФЗ  от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ с учетом внесенных изменений не позднее 1 сентября 2021 года;

— организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) о принятых изменениях.

Воспитание (из закона об образовании) — это деятельность, направленная на развитие личности; создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде

   Рабочая программа воспитания, которую гимназия разрабатывает с учетом примерной программы, содержит конкретное описание предстоящей работы с детьми.  В этом году педагоги гимназии прошли курсы у разработчиков примерной программы воспитания под руководством П.В.Степанова (институт стратегии развития образования РАО).

   Для того, чтобы программа воспитания лучше воспринималась всеми членами педагогического коллектива, родителями, организаторы ее визуализировали через информационную карту, которая позволяет хорошо увидеть структуру программы: ее разделы и модули, взаимодействие участников образовательного процесса и, в общих чертах, содержание программы.

 Программа воспитания «Салмановская высота», воспитательная система гимназии построены на трех китах педагогики — идеология, методология и технология.

  В 1 разделе программы говорится: об особенностях организации воспитательного процесса, о том, что отличает нашу гимназию от других ОУ, о том, что у гимназии есть: ИМЯ, БРЭНД, ИСТОРИЯ, СИМВОЛЫ, ТРАДИЦИИ, ГИМН; о том, что компонентами воспитательной системы гимназии являются:

  • Целенаправленность в воспитательной работе.
  • Единые требования и методы педагогического воздействия.
  • Гимназический уклад (социально-формирующая среда).
  • Локальные воспитывающие среды: урок и «внеурочка», допобразование, КТД,
  • традиции, самоуправление, детские общественные объединения, социальное партнерство.
  • Система работа с родителями.
  • Система работы классного руководителя

   Во 2 разделе программы «Цели и задачи воспитания» раскрывается структура воспитательных целей и задач гимназии, построенных с учетом базовых российских ценностей, а также на основе ценностей, которые определены участниками образовательного процесса гимназии как ведущие: это Знание, Личность, Отечество, Интеллект и Культура. Как визуализация цели воспитания гимназии и результата всей нашей работы в программе воспитания есть Портрет нашего выпускника – в трех словах он звучит так — ИНТЕЛЛЕКТУАЛ, гражданин РОССИИ, человек КУЛЬТУРЫ, лидер…

 Вторая часть программы  — методологическая (научные подходы в воспитании). В теории воспитания сложились разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности ребёнка. Одним из них является средовОй подход.

   СредовОй подход представляет собой способ организации среды и оптимизации её влияния на личность школьника. Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей (да и педагогов) через ту среду, которая окружает их как общность, через организацию восприятия этой среды. При разработке программы воспитания разработчики изучали научные труды академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой, ее ученика, доктора педагогических наук Юрия Степановича Мануйлова — руководителя лаборатории среды и средовых исследований в образовании, работы доктора психологических наук Витольда Альбертовича Ясвина.

 Система действий со средой должна превращать её в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника. Среда формирует учащегося по своему образу и подобию. Среда раскрывает те или иные возможности для развития личности ребенка. Среда представляет возможности СО-бытийного статуса: со-общаться, содружествовать с другими людьми, сотрудничать с ними, соперничать, сопереживать и т.д., быть соратниками, современниками, соучастниками и т.д. Среда предоставляет возможности что-либо иметь или уметь: например, иметь знания в области математики и уметь считать, а в итоге быть, например, победителем ВОШ. Среда влияет на образ жизни учащихся, задавая те или иные стереотипы, модели, «коридоры» движения по жизни.

  В итоге среда типизирует личность и тем самым позволяет обществу через воспитание реализовывать в широкой практике те или иные идеалы, получать тот или иной тип личности. При этом индивидуальность, неповторимость, уникальность человека не страдает, т.к. поле проявления индивидуального остается исключительно широким.

Таким образом:

среда поСРЕДствует образу жизни детей, среда опоСРЕДует развитие ребенка через спектр предоставляемых ему СОбытийных возможностей.

Среда оСРЕДняет личность, типизирует ее, и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней).

Богатая среда обогащает, облагораживает, бедная обедняет, опошляет, свободная освобождает, ограниченная — ограничивает, обременяет, оздоравливает, больная — отравляет…

  Основываясь на средовом подходе в воспитании, ключевая научная идея нашей программы воспитания звучит так: «Создание личностно развивающих социально-образовательных сред».

   3 раздел программы воспитания посвящен видам, формам, содержанию воспитательной деятельности, он показывает каким образом будет осуществляться практическое воплощение наших идеологии и методологии. Этот раздел  состоит из 9 модулей: 6 модулей инвариантных (обязательных для всех школ) и 3 вариативных (на усмотрение школ).

  С кратким содержанием этих модулей педагоги познакомились в  6 творческих лабораториях:

  1. Модуль «Руководить классом: миссия выполнима (классное руководство и работа с родителями).
  2. Модуль «Ключевые события, традиции гимназии»
  3. Модуль «Трамплин в будущее профориентация+»
  4. Модуль «Пространство урока и внеурочка»
  5. Модуль «Здоровьесбережение и профилактика»
  6. Модуль «Лето в кубе: дополнительное образование»

  В каждой лаборатории педагоги знакомились с содержанием модуля программы воспитания и заполняли рефлексивный лист,  оценивая содержание  с трех позиций – РЕАЛИСТ, КРИТИК, ИДЕАЛИСТ.

  После презентаций модулей, участники педагогического совета продолжили работу в актовом зале.  Здесь они ознакомились в четвертым разделом Программы воспитания, который посвящен Анализу воспитательной работы по 5 критериям в оценке качества воспитания: качество результатов воспитания гимназистов, качество работы педагогов, качество работы с семьей, качество среды и качество управления.

  Наш педагогический совет стал одним из этапов постепенного внедрения рабочей программы воспитания. Сегодня прошла первая часть педагогического совета – погружение. Впереди  2 часть – ознакомление с текстом программы воспитания и  3 часть – внесение изменений в ООП гимназии, утверждение программы.

  Кроме этого, к  разработке рабочей программы воспитания гимназии и календарных планов воспитательной работы будут подключены  ученический совет самоуправления, советы родителей.  В ближайшее время эта работа пройдет в форме компетентностных сборов и Родительской школы.

  На страницах нашего сайта мы познакомим вас со всеми событиями  в этом направлении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.