Цель
создание образовательной среды для специалистов в области экспертизы информационной продукции
Задачи
формирование научно-методической базы для обучения специалистов в области экспертизы информационной продукции, позволяющей им занимать позицию эксперта;
– внедрение обучающих технологий, позволяющих обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки экспертов информационных продуктов;
– разработка системы проведения индивидуальных и комиссионных обучающих экспертиз.
Участники
Программа ориентирована на круг специалистов, претендующих на роль эксперта информационной продукции в сфере медиакоммуникации в целях обеспечения информационной безопасности детей. Программа дает специализированные развернутые знания и практические методы в области проведения экспертной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания программы:
В результате прохождения программы слушатель должен:
– овладеть основами научно-психологического знания по функционированию современных медиа и их правовому регулированию, социологии, культурологи и психологии;
– овладеть знаниями по возрастной психологии и психологии развития, возрастной физиологии и особенностям восприятия детьми информационной продукции;
– овладеть методами проведения экспертизы медийных и информационных продуктов, в том числе последствий применения воздействующей коммуникации и приемов манипулирования, нарушающих границы информационно-психологической безопасности личности ребенка.
Автор и ведущая программы:
Рубцова Ольга Владимировна, к.п.н., ректор Академии инновационного образования и развития, член-корр РАЕН, федеральный аккредитованный эксперт Роскомнадзора, главный редактор информационно-методического журнала «ВНЕшкольник».
Темы и содержание
Тема 1 |
Информационная безопасность |
Современное состояние информационного общества и информационной среды. Механизмы формирования безопасной информационной среды. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей |
Тема 2 |
Особенности языка СМИ |
Особенности средств массовой коммуникации в жизни современного ребенка. Теории массовых коммуникаций. Закономерности развития и специфики отдельных средств массовых коммуникаций. Средства массовой коммуникации. Традиционные (классические) средства массовой информации. Цифровые коммуникации. Цифровая информационная среда. Мультимедийное информационное пространство. Презентация Всероссийского проекта «БИС» |
Тема 3 |
Государственная политика в области СМИ и новых медиа |
Законодательная база, регулирующая отношения СМИ и общества. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Концепция информационной безопасности детей, Федеральный закон ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». |
Тема 4 |
Возрастная физиология и особенности восприятия информационной продукции у детей |
Основы возрастной психологи. Понятие сензитивных периодов. Возрастные физиологические возможности и ограничения восприятия медиапродукции ребенком. Физиологические особенности восприятия информационной продукции детьми. Гигиена и охрана здоровья ребенка в условиях информационного общества. Информационные иллюзии. |
Тема 5 |
Методология и этика проведения экспертизы |
Методологические подходы к проведению экспертной деятельности в области анализа информационного контента и коммуникативный подход в анализе взаимодействия субъектов массовой коммуникации. Основные этические принципы проведения экспертизы. Опыт организации и проведения экспертизы. Экспертиза Фильма |
Тема 6 |
Правовые аспекты защиты детей и подростков от негативного воздействия информации. Отечественный и зарубежный опыт |
Виды экспертизы судебно-психологическая, психолого-психиатрическая, военная, трудовая, медико-психолого-педагогическая, юридическая. Лингвистическая и психологическая экспертиза. Экспертиза печатного издания. |
Тема 7 |
Информационный поток в формировании девиантного поведения. Особенности работы с информацией современным ребёнком |
Цифровое поколение России: отличительные характеристики и образ жизни. Риски и угрозы интернет среды. Классификация онлайн рисков. Контентные риски (порнографический контент, секстинг, ненавистнический контент, контент, связанный с эксремизмом, национализмом, ксенофобией, агрессивный контент, контент, пропагандирующий наркотики, суициды, нездоровые виды похудания и др.). Коммуникационные риски (кибербуллинг, груминг, общение в сети с незнакомцами). Потребительские риски (онлайн мошенничество, хищение персональной информации, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги и др.). Риски и опасности социальных сетей. Игровая и интернет-зависимость: причины, особенности и профилактика. Риски, вред и безопасное использование Интернета: особенности воздействия онлайн рисков и возможные последствия причинения вреда здоровью и развитию детей и подростков посредством сети Интернет. Особенности экспертизы на предмет наличия в сети Интернет информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Ограничения оценки возможных последствий причинения вреда здоровью и (или) развитию ребёнка. Экспертиза сайта. |
Темы 8-9 |
Проектирование безопасной информационной образовательной среды. Практика. |
Проведение экспертизы медиапродуктов согласно нормативных актам, разработанным Роскомнадзором. Практическая отработка применения методов: анкетирования, контент-анализа, группового фокусированного интервью, семантического дифференциала. Критерии воздействия информационной продукции на детей различного возраста и способы их выявления. Оценка характера воздействия на психическое, нравственное здоровье ребенка и его развитие. Метод нормативно-возрастного анализа. Возрастные особенности восприятия детьми информационной продукции. Критерии оценки воздействия видов информационной продукции. Основные направления влияния информационной продукции на психическое развитие и здоровье ребенка. Прямой и отсроченный эффект воздействия. Проблемы построения прогноза негативного воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка. Правила осуществления возрастной «маркировки» информационной продукции. |
Объем образовательной программы 72 академических часа
Стоимость программы: 6200 рублей
По итогам слушатели получают не только теоретические знания и опыт экспертной деятельности, но и удостоверение о прохождении программы и право стать членом Всероссийского Экспертного совета и право на публикацию в журнале «ВНЕшкольник»
Оплатить программу можно по ссылке:
EnableInternalCSP_request