В течении двух лет ректор Академии Ольга Владимировна Рубцова была членом рабочей группы по реализации плана «Десятилетие детства». Она курировала реализацию двух пунктов:
П.83. Реализация мероприятий, направленных на профилактику рисков и угроз для детей, связанных с использованием современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
П.84. Организация широкомасштабной работы с родителями (законными представителями) с целью разъяснения им методов обеспечения защиты детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Совместно с Национальной родительской Ассоциацией, Координационным центром национального домена RU\РФ Академия инновационного образования и развития проделала большую работу. Краткий отчет об этом представлен ниже.
В 2018-2019 годах была организована системная целенаправленная работа по профилактике рисков и угроз для детей, связанных с использованием современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Реализация комплексного проекта «Безопасная информационная среда» позволила подойти к решению проблемы с разных сторон. Цель проекта: «Создание социального института ОБЩЕСТВЕННОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ безопасности информационной среды для детей и подростков как механизма содействия реализации государственной политики в области ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и формирование комфортного и безопасного пространства детства».
Для планирования работы необходимо было выявить затруднения и проблемы родителей в вышеперечисленных вопросах. Для этого был организован он лайн опрос родителей.
Респонденты отвечали на три блока вопросов:
- Вопросы правового регулирования информационной безопасности детства.
- Технические средства обеспечения информационной безопасности детства.
- Вопросы взаимодействия взрослых и детей в информационном обществе.
В ходе опроса родители сказали, что более 50% из них знают о нормативных документах, способных защитить детей от вредоносной информации.
Но, к сожалению, чуть больше 37% родителей (законных представителя) знают, как вести себя в ситуации, когда перед тобой вредоносный контент. Это очень важная проблема. Каждый родитель обязан знать, как защитить своего ребенка от негативного воздействия информации. Родители знают о законах, но на практике не умеют их использовать.
В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ФЗ№436, определена информация, которая запрещена в детской среде и распространение которой ограничено.
Родители в целом показали, что знают, какая информация запрещена. Но о том, что данные о жертвах насилия – это запрещенная информация, знают не многие.
Знание закона подтверждает и тот факт, что 100% родителей знают о возрастных маркировках информационной продукции. Хочется надеяться, что они активно их используют в своей повседневной жизни: выбирают ли книгу, покупают билеты в кино или театр, планируют ли посещение массового культурного зрелища. Но, знание закона оказалось оторвано от реальной жизни. Только 38% респондентов знают, как себя вести в критической ситуации, например, когда ребенок стал жертвой кибербуллинга.
Одним из механизмов защиты детей в виртуальном пространстве являются технические средства. Мы все знаем, что защитить компьютер от вируса можно антивирусными программами: Kaspersky, Dr.Web, Avast и многими другими. Но, только чуть больше 50% взрослых знают о программах технической фильтрации контента для детей. Всем ясно, что средства технической фильтрации не дают стопроцентной гарантии. Важно формировать эти фильтры в душах и головах ребенка, но как дополнительный механизм, особенно для маленьких детей. Это очень хороший помощник родителям. 36% опрошенных используют его на домашних электронных устройствах.
Отрадно видеть, что 76% респондентов знают о программе родительского контроля. Хочется надеяться, что и активно используют. Вместе с тем, более 50% родителей не знают о том, где и как получить помощь в приобретении средств технической фильтрации контента. На многочисленных форумах в сети Интернет постоянно идет пропаганда и презентация подобных программ. Чаще всего это делается для специалистов данной отрасли. Таким образом, мы видим, что назрела необходимость просвещения родителей в этом вопросе.
Одной из важнейших форм профилактики является родительский контроль не только за контентом, но и за временем, которое ребенок проводит в сети Интернет. Только 9,2% родителей говорят о том, что ребенок не имеет доступа самостоятельного выхода в интернет. Как правило, это родители сельских поселений, где нет устойчивого сигнала сотовой связи, и дети не имеют дорогих гаджетов, способных выйти в сеть «здесь и сейчас». 67% родителей считают, что их ребенок находится в сети не больше 2 часов. 12,5% считают, что ребенок постоянно подключен к сети. Увлеченные неограниченными возможностями виртуальной реальности, внушаемые, управляемые личности становятся группой риска, имеют высокий шанс быть запрограммированными негативными примерами, вовлеченными в асоциальные интернет-сообщества или группы людей со сходными деструктивными интересами. В связи с этим должны изменяться подходы к контролю за жизнью детей в сети Интернет.
Одним из важных для ребенка мотивов выхода в сеть является потребность общения в социальных сетях. По мнению родителей, наиболее обсуждаемые детьми в социальных сетях темы: учеба и домашнее задание, фильмы и телевизионные передачи, внешность и красота, лайфхаки, кино, книги, увлечения, общение и некоторые другие. Вместе с тем только 46,3% родителей постоянно контролируют нахождение ребенка в сети. Более половины респондентов не знают, подписан ли их ребенок на паблики. А те, кто знают, убеждены, что это познавательные и безобидные темы.
Более подробный отчет об онлайн опросе представлен на страницах журнала «Современный родитель».
Большое влияние на родителей, в том числе и в части формирования информационной культуры, оказывает образовательная организация. Поиск новых механизмов взаимодействия с родителями в рамках образовательного процесса – еще одно из важнейших направлений части реализации пп 83, 84 Программы 10-летия детства.
Для реализации этого направления были организованы инновационные площадки, на которых отрабатываются конкретные формы и направления работы с родителями. Такие центры созданы в Москве, Московской области, Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской, Орловской, Волгоградской и Смоленской областях, городе Санкт-Петербург.
иже приведены некоторые проекты работы инновационных площадок.
Алтайский край. Проект IT-тимуровцы
ЦЕЛЬ: повышение уровня компьютерной грамотности людей старшего возраста, налаживание диалога «отцов и детей» путем привлечения школьников к обучению пожилых людей пользованию компьютером, повышение информационной грамотности и формирования информационной культуры в обществе с помощью подрастающего поколения. Формирование комфортной и безопасной информационной среды в школе и дома.
Ежегодно проходят слеты тимуровцев Алтайского края.
Санкт-Петербург. Школа информационной безопасности «ЧИБИС» (Честный Интернет – Безопасная Информационная Среда)
ЦЕЛЬ: обучение самостоятельному грамотному выбору честной и полезной информации в интернет-пространстве детей, подростков, молодежи, а также ответственному подходу к её размещению и продвижению.
Сургут ХМАО. Территория ответственного родительства
НАПРАВЛЕНИЯ:
- «IT – peace» (мир вокруг нас)
- «IT – school» (гимназия для всех)
- «IT – teacher» (инновационный учитель)
- «IT – ology» (доступная наука)
- «IT – club» (клубы по интересам)
- «IT – security» (приоритет – безопасность)
- «IT – master» (мастер)
Смоленск. Медиаволонтеры
ЦЕЛЬ: привлечение школьников и родителей к наполнению виртуального пространства детей позитивным контентом.
Важным направлением обеспечения информационной безопасности является цифровая гигиена, формирование информационной культуры семьи. В течение трех лет Академия инновационного образования и развития, Координационный центр домена RU\РФ, Национальная родительская ассоциация проводили Семейный IT-марафон.
Цель проекта – повышение уровня знаний детей и родителей об интернете и общей цифровой грамотности, совершенствование навыков в области IT-технологий.
Задачи:
- формирование информационной культуры семьи как необходимого условия развития навыков осознанного и безопасного поведения в информационном пространстве, в том числе сети Интернет;
- привлечение детей и родителей к изучению современных IT-технологий и практическому их использованию;
- выявление творчески одаренных детей, формирование интереса к научно-техническому творчеству;
- совершенствование знаний, умений и навыков работы с компьютером и различными видами цифровых устройств
В игровой форме семейные команды отвечали на вопросы он-лайн викторины «Изучи интернет – управляй им». В игровой форме изучали историю глобальной паутины и правила безопасного поведения в ней. За три года более двух тысяч семейных команд из 34 регионов Российской Федерации приняли участие в этом проекте.
Одним из важных направлений, озвученным Президентом РФ В.В. Путиным, в рамках ежегодного послания был тезис о создании позитивного контента в сети Интернет. Контент будет только тогда социально значим, когда он создан сами детьми или их семьями.
Семейное и детское творчества так же является одним из механизмов формирования информационной культуры.
В течение трех лет семьи и дети изучали текст Гимн Российской Федерации и выполняли работы в форме инфографики, роликов и мультфильмов. В 2017 году свои работы на Всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами» прислали ребята из 56 регионов России. В 2018-м в конкурсе приняли участие уже 69 регионов Российской Федерации. Эксперты, входящие в состав жюри, выбирали лучших, отсмотрев и оценив за три года 3 716 работ, авторами которых выступили дети и подростки от 6 до 18 лет из 601 населенного пункта. В 2019 году приняли участие 789 ребят из 282 населенных пунктов 55 регионов России.
В рамках Международного конкурса семейного творчества «Расскажи миру о своей России» дети и семьи наполняли социальные сети роликами и инфорграфикой о том, что им дорого, чем они гордятся. Всего за 2018-19 гг. на конкурс поступило 1956 работ из 85 регионов, 634 населенных пунктов, всех 17 городов-миллионников и 23 стран, из них 892 видео и 1064 художественно оформленных текстовых странички.
В течение двух лет оба конкурса были поддержаны Министерством просвещения Российской Федерации. Для популяризации творческих работ и распространении позитивного контента в сети Интернет, Министерство поддержало инициативу о проведении Акции «Образы и символы отечества глазами детей». Для проведения мероприятий Акции было отобрано 1000 авторских работ (материалов) патриотической направленности, собранных и обработанных по материалам, вышеперечисленных конкурсов.
Для информирования потенциальных участников информация о проведении Акции была размещена в 300 тематических сообществах (семейной, образовательной и воспитательной направленности) в социальных сетях с числом участников не менее 2 000 человек в каждом. Была организована работа по проведению мероприятий Акции в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (300 мероприятий в 50 субъектах Российской Федерации) и обеспеченно участие обучающихся и членов их семей (508 участников из 55 субъектов Российской Федерации). Просветительские мероприятия Акции освещены в 5 сетевых СМИ (статьи не менее 1500 знаков). СМИ тематически ориентированы на публикацию материалов для педагогов по вопросам воспитания и имеют аудиторию не менее 2000 пользователей в день (подтверждается данными из открытых источников). Одним из таких СМИ является информационно-методический журнал со столетней историей «Внешкольник».
Значимой формой подготовки педагогов для работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения в сети Интернет является научно-педагогическая и просветительская деятельность. В течение 4 лет в рамках проекта «Безопасная информационная среда» проходят научно-практические конференции «Информационная безопасность и дети». Родители и педагоги обсуждали следующие проблемы:
Декабрь 2016: Формирование безопасной образовательной среды как условие обеспечения качества образования.
Февраль 2018: Народная дипломатия на страже информационной безопасности детства.
Февраль 2019: «Роль государственно-общественного управления в обеспечении информационной безопасности в школе и дома».
Февраль 2020: Организация межведомственного сотрудничества в дополнительном образовании детей при формировании национальной политики информационной безопасности и медиаобразования.
За 4 года в мероприятиях очно и дистанционно приняли участие более 5000 человек. Вопросы, поднятые участниками, оказались востребованными в регионах, и с 2019 года начали проходить региональные конференции. В прошлом году конференции состоялись в городах Сургут, Смоленск и Челябинск.
Кроме того, Национальная родительская ассоциация совместно с Академией инновационного образования и развития подготовили образовательную программу «Основы информационной культуры и безопасности семьи в сети Интернет» и «Методические рекомендации для классных руководителей, социальных педагогов, вожатых и других педагогических работников, занимающихся воспитательной работой по тематике информационной культуры, здорового и безопасного образа жизни семей с детьми».
EnableInternalCSP_request