Интервью с Якушиной Екатериной Викторовной

Сейчас все чаще и чаще стало употребляться понятие Медиасреда. Что это такое?

Медиасреда – это социокультурное пространство информационного общества. то, что нас повседневно окружает. Это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций и СМИ (печать, радио, ТВ, видео, кино, Интернет и др.) влияет на общественное сознание.  В медиасреде происходит формирование, распространение и воспроизводство культуры, то есть целенаправленное воздействие информационных потоков на ценности, суждения, оценки, мнение и поведение людей.  Это может быть, как позитивное, так и негативное влияние.

Как информация из Интернета влияет на общее образование детей?

Сообщения СМИ не случайно часто называют “параллельной школой”: немалую долю знаний о мире и обществе мы получаем благодаря им. Порой даже старшим приходится размышлять над тем, какая доля правды содержится в том или ином сообщении, и нужно ли пересматривать свои позиции по этому вопросу.  Психологи давно убедились в том, что тексты СМИ (медиатексты) для учеников зачастую куда более убедительны, чем слова учителя.

Ранее значительная часть информации, представленной в медиатекстах, опиралась на факты, которые были тесно взаимосвязаны с основами изучаемых в школе наук. Многие сообщения СМИ затрагивали материалы и факты, изучаемые в школе – и далеко не всегда трактовка этих фактов совпадала с той позицией, которую предлагали школьникам учителя. В эпоху единых учебников и единой системы средств обучения учебный предмет был единым смысловым потоком, в который иногда вторгались вкрапления из окружающей реальности. Для того, чтобы реализовать дидактический принцип связи школы с жизнью, надо было обращаться к “внешним” материалам – газетным заметкам, документальным и художественным фильмам, телепередачам.

В настоящее время поток “внешней” информации возрос, разнообразие СМИ и рождение новых видов массовой коммуникации кардинально изменило ситуацию. Теперь учитель и рад бы изолировать свой предмет от притока параллельной информации – но факты и “мнения” из рекламы, развлекательных передач, мимолетные фразы из блогов, форумов, чатов незаметно, но верно формируют взгляды учеников. В этом случае возникает своеобразное “двойное мышление“.

Насколько опасно «двойное мышление»?

В одном случае подросток имеет одну точку зрения для урока, другую – для обыденной жизни. В другом случае возникает “информационный коктейль”  из проверенных науками знаний и запаса сведений, полученных из случайных источников, последствия которого непредсказуемы, а для любой (в том числе и тестовой) формы проверки знаний просто трагичны.

Какие меры сегодня применяются чтобы избежать формирования двойного мышления?

Медиаобразование – оптимальный способ достижения этой цели. Медиаобразование как идеология педагогической деятельности в данной ситуации является гарантией эффективности формирования общих учебных умений, информационной культуры человека.

Однако области, где наиболее эффективна реализация медиаобразования, постоянно меняются. Так, в настоящее время оптимальными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются:

  • сфера обеспечения информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиавирусов и интернет-зависимости);
  • сфера поиска информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации)
  • сфера восприятия и интерпретации медиатекста (восприятия, понимания, освоения контекста информационного сообщения, переданного по каналам средств массовой информации (СМИ), умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);
  • сфера медиатворчества (создания собственных медиатекстов – как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня – через креативный – к творческому);
  • практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; степень участие в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях – от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей).

С какими еще опасностями может встретиться подросток в сети?

Например, кибербуллинг (cyber-bullying (bull – бык) – одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия детей с использованием цифровых технологий, в частности в сети Интернет: может появляться в режиме online посредством социальных сетей, видео и фото файлообменников, блогов, электронной почты и систем мгновенных сообщений, а также через СМС и ММС общение.

Кибербуллинг по сути является одним из самых губительных типов онлайн атак, так как злоумышленники порой используют неуверенность жертвы в целях причинения ей наибольшей психологической травмы и унижения. По сути агрессор выбирает онлайн в качестве средства распространения своего влияния или власти посредством оскорбления жертвы (в особенности, если она заведомо слабее и не может ответить), повышая тем самым свой социальной статус.

Кибербуллинг обычно проявляется в отправке жертве сообщений с угрозами или публикации унижающих достоинство личности фотографий и видео в социальных сетях или же в создании поддельных профилей в социальных сетях, веб-сайтов с унижающей жертву информацией.

Последствия кибербуллинга зачастую имеют печальный или даже фатальный исход. Кибербуллинг может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии, насилия. Многие подростки, вовлеченные в травлю, будь то агрессоры или жертвы, чаще всего испытывают сложности в реальном общении с другими людьми.

Откуда появилось такое явление как кибербуллинг?

Основная проблема заключается в том, что кибербуллинг практикуется в цифровом пространстве, где нет ни одного взрослого, на которого можно было бы возложить ответственность, а также отсутствует межличностный контакт, как таковой. Во многих случаях жертва знает обидчика, но кибербуллером может оказаться и совершенно посторонний человек. По сути в сетевом пространстве каждый человек может придумать себе иную жизнь или поведение. Чаще всего кибербуллеры публикуют свои оскорбления анонимно, скрываясь за выдуманным именем, но могут выступать и под своим собственным именем, в том случае, если жертва заведомо слабее и не представляет угрозы для агрессора. Большинство кибербуллеров способны высказываться только в онлайн пространстве.

На что надо обращать внимание родителям?

Не каждый родитель может вовремя заметить и каким-либо образом правильно отреагировать на данный инновационный способ насилия над ребенком. В связи с этим надо знать у меть определять различные виды виртуально насилия:

  • или словесные пререкания. Обмен маленькими, но очень эмоциональными, злыми, жестокими и грубыми репликами. Как правило, участвуют в этом двое людей, хотя не исключено и присутствие нескольких человек в публичных и приватных местах общения в сети Интернет. Может закончиться быстро и без последствий, а может перерасти в длительный конфликт. С одной стороны, это противостояние равных участников, с другой – при определенных условиях может превратиться далеко не в равноправный психологический прессинг, влекущий за собой сильные эмоциональные переживания жертвы.
  • Нападки (постоянные атаки, текстовые «войны»). Регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы (СМС-сообщения, звонки) вплоть до перегрузки приватных каналов. Встречаются такие нападки в форумах и чатах, онлайн-играх.
  • Распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации чтобы повредить репутации жертвы.
  • Преследователь использует данные жертвы (логины, пароли к аккаунтам в сетях, личную информация) с целью осуществления от ее (его) имени негативной коммуникации с целью уничтожения репутации своей потенциальной жертвы. Зачастую жертва и не подозревает, что рассылает оскорбительные сообщения.
  • Обман и распространение персональных данных. Получение и распространение конфиденциальной информации, личной переписки или фотографий и использование ее для своих целей (публикация в Интернете, передача третьим лицам).
  • Отчуждение (изоляция). Любой человек, взаимодействующий в сети с другими людьми является членом какой-либо группы.  Исключение из нее воспринимается очень остро, болезненно. У ребенка падает самооценка, может разрушится эмоциональный фон.
  • Киберпреследование. Жертву скрыто выслеживают для совершения нападения, избиения, изнасилования.
  • (от англ. Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение). Физическое нападение, избиение человека, в то время как обидчики снимают это на видео или фотографируют, чтобы впоследствии разместить материалы в сети Интернет и набрать большое количество просмотров.

Самые обидные ситуации чаще всего происходят в виде целого ряда неприятных инцидентов, имеющих место, как при личном общении, так и в киберпространстве.  Обычное запугивание – это конфронтация при личном общении и часто с глазу на глаз, с использованием угроз и физического насилия. Кибербуллинг же практикуется в электронном виде, и провокационные материалы могут быть быстро и широко распространены, при этом это непрерывный процесс, вовлекающий множество людей.

Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем. Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека, зачастую с использованием средств коммуникационных технологий. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или кибербуллинг.

Секстинг – это пересылка фотографий или сообщений сексуального характера, которая обычно происходит между двумя людьми, связанными личными отношениями. Секстинг можно рассматривать как кибербуллинг в том случае, если такие фотографии добыты обманным путем, а затем распространены с целью вреда репутации жертвы.

Существует ли профилактика асоциальных проявлений в Интернете?

Да, конечно. Необходимо научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций, давать необходимые советы и оказывать поддержку. Очень важно вовлечь ребенка в разговор, но нужно уважать его решение справиться с проблемой самостоятельно. Надо проговорить с подростком всю ситуацию, с самого начала. Объяснить ему правила поведения – как надо или не надо реагировать на всякого рода преследования, что делать, чтобы по возможности этого избежать.

Вот несколько способов, как ответить на кибербуллинг:

  • Спокойно и твердо скажите «стоп». Это не является ответом на агрессию, вы просто просите человека остановиться. Если это не помогает даже со второго или с третьего раза, то попробуйте другой способ.
  • Если обидчик известен, свяжитесь с родителями обидчика и четко дайте им понять, что преследование должно прекратиться. Представьте электронные доказательства. Постарайтесь не спровоцировать защитную реакцию.
  • Попросите помощи у школьной администрации, если среди учеников наблюдаются случаи кибербуллинга. Школьная администрация имеет право вмешаться, если ребенку угрожают или он не чувствует себя в безопасности, находясь в школе. Районный комитет образования, администрация школы, учителя и родительский комитет должны сделать все возможное, чтобы улучшить внутренний климат в школе.
  • Свяжитесь с адвокатом или полицией, если ребенок в опасности. Адвокат поможет вам со всеми необходимыми юридическими процедурами, а полиция поможет принять меры по поводу угроз физического и/или сексуального насилия (постарайтесь сохранить все имеющиеся доказательства- сделайте копии, это касается и видео, и СМС, и пр).

Главное – надо быть очень внимательны к детям. Начинать бить тревогу необходимо, если ребенок после работы за компьютером неважно себя чувствует, не идет на контакт, избегает общения со сверстниками, категорически отказывается идти в школу и т.д.

Как родители могут воздействовать на подростка, уже попавшего под влияние той или иной негативной группы в соцсети?

Психологи советуют не пытаться «дискутировать» с ребенком, которым манипулируют, взывать к его разуму или пытаться предупреждать его о последствиях. Если родители будут говорить с ребенком с позиции знания или силы, они лишь усилят отторжение, поскольку вербовщики умеют предвидеть вашу реакцию и трактовать ее в свою пользу. Напротив, задача в том, чтобы пробудить в подростке маленького мальчика или девочку, которые еще живут у них внутри. Эта методика направлена на то, чтобы добраться до бессознательного в ребенке, до его истории, призвать на помощь его воспоминания, фотографии, запахи, жесты, память об определенных ситуациях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

EnableInternalCSP_request