10 февраля 2022г. в Общественной Палате РФ прошел – Круглый стол «Роль управляющих советов в формировании и развитии государственно-общественного управления в системе образования»

Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах

Какие задачи могут решать Управляющие советы образовательных организаций и как помочь им работать эффективнее — об этом рассказали участники круглого стола, который организовала Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, при поддержке Министерства просвещения РФ, при участии Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций (НАВУСОО).

Мероприятие прошло при поддержке: Комитета Государственной Думы по просвещению, Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, Департамента образования и науки г.Москвы, Некоммерческого партнёрства содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнерство. Право», Акционерного общества «Академия «Просвещение», ФГБУВО «Московский педагогический государственный университет», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Академия инновационного образования и развития».

Участниками круглого стола стали руководители региональных министерств образования Дальнего Востока, Сибири и центральной полосы России. Для них очень важен опыт и успешные практики коллег. Для обмена таким опытом проводятся общероссийские мероприятия.

Сейчас идет подготовка ко второму Всероссийскому съезду руководителей Управляющих советов образовательных организаций субъектов РФ.

Модератор: Кравченко Наталья Васильевна – председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ.  

В рамках работы круглого стола обсудили следующие вопросов:

  • государственная политика в области развития государственно-общественного управления образованием и роль Управляющих советов в реализации Национальных проектов и инициатив Президента РФ в вопросах правовой защиты участников образовательных отношений, информационной открытости и безопасности образовательных организаций, организация контроля качества школьного питания, воспитания, патриотизма и сохранения традиционных ценностей, а также общественно-родительского контроля за выполнением программы капремонтов школ;
  • планирование развития института Управляющих советов в системе образования РФ.
  • итоги I Всероссийского съезда руководителей Управляющих советов образовательных организаций субъектов РФ;
  • подготовка ко II Всероссийскому съезду Управляющих советов образовательных организаций субъектов РФ;
  • подготовка к I Северокавказскому образовательному форуму по формированию и развитию государственно-общественного управления в образовании;
  • подготовка к Общенациональному родительскому форуму;

Министерство просвещения РФ считает ресурс государственно-общественного управления приоритетным. В некоторых регионах страны Управляющие советы работают уже не один десяток лет, к ним в первую очередь обращаются за помощью при реализации любых проектов. Сейчас запущена масштабная программа капремонта школ на ближайшие пять лет, где Управляющим советам будет отведена особая роль. Только в 2022–2023 г. ремонт пройдет в трех тысячах образовательных организаций. Федеральный штаб общественно-родительского контроля, который будет заниматься координацией программы, возглавила председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Васильевна Кравченко.

Казакова Ольга Михайловна – председатель Комитета Государственной думы РФ по просвещению. «Я также вижу огромную роль таких Управляющих советов и родительской общественности в том, чтобы мы прекратили войну всех против всех, когда родители жалуются на учителей, а учителя воюют с родителями – это негативно влияет на образовательный процесс. Деятельность Управляющих советов в этом вопросе имеет огромную практическую ценность.

Костюк Наталья Юрьевна Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования обозначила необходимость развития системы государственно-общественного управления в формате деятельности Управляющих советов для системы образования, обозначила возможности Управляющего совета в реализации государственных проектов и программ.

Семченко Евгений Евгеньевич – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, также подчеркнул важность формирования и развития Управляющих советов в системе образования субъектов РФ, рассказал о деятельности Рособрнадзора по снижению бюрократического и бумажного прессинга на учителей.

 

Участниками круглого стола стали руководители региональных министерств образования Дальнего Востока, Сибири и центральной полосы России. Для них очень важен опыт и успешные практики коллег.

У регионов накоплен разный опыт работы в области государственно-общественного управления. Управляющие советы представлены во всех образовательных организациях Москвы, все ключевые стандарты деятельности вошли в типовые уставы образовательных организаций города, и столица готова делиться опытом организации единого правового образовательного пространства. Советы стали центром развития корпоративной культуры и взаимодействия всех сторон образовательного процесса.

Алфёров Андрей Николаевич – президент Национальной ассоциации взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения РФ обозначил, что «Управляющие советы как форма государственно-общественного управления необходимы. Ключевая цель — создание во всех образовательных организациях системы государственно-общественного управления, модели Управляющих советов. Во многих регионах уже идет апробация этой модели, и ассоциация оказывает в этом поддержку». Широкой общественности были представлены направления и конкретные проекты деятельности Ассоциации. Для обмена таким опытом проводятся общероссийские мероприятия. Сейчас идет подготовка ко второму Всероссийскому съезду руководителей Управляющих советов образовательных организаций субъектов РФ.

Новокрещенов Илья Владимирович – заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы поделился опытом столицы «В Москве есть банк инициатив учеников, которые были реализованы с помощью Управляющих советов. Это место, где может быть сформулирован общественный запрос к образовательной организации. Москва приглашает в состав советов ректоров вузов, сотрудников ВШЭ, социальных партнеров, чтобы они задавали высокую планку и давали дополнительный ресурс для реализации школьных программ и проектов. Управляющие советы — это также инструмент масштабирования результатов, которые школа достигает».

 

Басюк Виктор Стефанович – Заместитель президента ФГБУ «Российская академия образования», председатель Управляющего совета ГБОУ Школа № 56 им. Академика В.А. Легасова – отметил успешный старт деятельности Ассоциации, пожелал успешной реализации всех инициатив, выработанных на Первом Всероссийском съезде руководителей Управляющих советов.

Парфёнов Максим Александрович – министр образования Иркутской области выразил готовность подхватить эстафету проведения Второго Всероссийского съезда руководителей Управляющих советов и пригласил всех желающих принять участие в работе мероприятия в последней декаде сентября, и подчеркнул, что регион, при поддержке Национальной ассоциации Управляющих советов образовательных организаций, активно приступил к созданию Управляющих советов в образовательных организациях региона.

Яковлева Светлана Вячеславовна – заместитель Председателя Правительства Амурской области, министр образования и науки Амурской области поблагодарила Андрея Николаевича и его команду за помощь в развитии государственно-общественного управления в регионе, обозначив что данное направление работы еще имеет очень много проблем которые требуют методического и методологического осмысления.

Короткова Александра Юрьевна – министр образования Камчатского края сказала, что находясь в самой восточной части нашей страны, регион является флагманом в развитии государственно-общественного управления в регионах Российской Федерации, а значимость и важность развития Управляющих советов в образовательных организациях очень высока и приоритетна.

Алибекова Элла Маирбековна – министр образования и науки Республики Северная Осетия-Алания обозначила важность проблемы развития государственно-общественного управления для Северо-Кавказского региона и пригласила всех участников круглого стола принять участие в Первом Северо-Кавказском форуме развития государственно-общественного управления, который запланирован на апрель месяц 2022 года.

Тимофеев Сергей Павлович – первый заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга – отметил, что действительно Северная столица в октябре прошлого года принимала участие в подготовке Первого Всероссийского съезда Управляющих советов образовательных организаций. Данный опыт был очень полезен и его необходимо транслировать и дальше – воплощая новые идеи, проекты. Мы установили партнерские отношения с Институтом управления образования РАО, мы готовы стать пилотной площадкой для реализации модели как Управляющий совет и его унификации.

Карлов Алексей Иванович – член Правительства Орловской области, руководитель Департамента образования Орловской области выразил огромную благодарность Национальной Ассоциации взаимодействия Управляющих советов института и Институту стратегии развития образования РАО – за методическую поддержку развития данного направления в регионе и выразил готовность развития всех инициатив данного направления на территории своего региона.

Лазутова Марина Николаевна – председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты г. Москвы. «Для государства и для тех структур, которые формируют политику в сфере образования, Управляющий совет может послужить фундаментом, на котором можно дальше строить нашу политику в области всех форм социального действия. В Московской системе образования это стало явлением повсеместным. Для школьников советы — некая школа взросления, для педагогов — новый опыт в сфере управления.

Кожевников Михаил Юрьевич – Генеральный директор АО «Управляющая компания «Просвещение», председатель  Управляющего совета ГБОУ Школа № 2123 рассказал что в издательстве накоплено много научно-методической литературы по данному направлению и как организация, входящая в состав учредителей Национальной Ассоциации  взаимодействия Управляющих советов  образовательных организаций всегда готовы оказывать всемерную помощь и содействие  в реализации  идей и инициатив, направленных на развитие государственно-общественного управления в системе образования.

Ежов Леонид Леонидович – советник Руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество», председатель Управляющего совета ГБОУ «Школа №1519», отметил высокое качество проведения первого Всероссийского съезда Управляющих Советов образовательных организаций, призвал активно изучать опыт зарубежных коллег, подчеркнул необходимость делиться накопленным опытом не только в рамках  Российской системы образования, но и с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья.

Барсуков Игорь Евгеньевич – Директор института развития образования АСОУ.  «Осознанность — ключевой фактор успеха любого дела. Управляющие советы взаимодействуют со всеми участниками образовательных отношений, и поэтому являются важнейшим ресурсом повышения эффективности приоритетных проектов, которые реализуются в сфере образования, институтом, который может и должен работать на повышение доверия к этим проектам».

Гориславцева Инна Михайловна – Руководитель Общественно-политического движения «Объединение Родителей»  и Горбачева Жанна Витальевна председатель общественного объединения «Совет Родителей СЗАО» юрист, педагог от лица родительской общественности подчеркнули необходимость максимальной открытости системы выборности и сменяемости членов Управляющего совета,  отметили, что, несмотря на успешный опыт столицы в развитии государственно-общественного управления, он имеет еще много проблем и нареканий со стороны родителей, и требуют более серьезного контакта руководителей образовательных учреждений с родительской общественностью, более плотного и широкомасштабного вовлечения детей в решение проблем образовательных организаций.

Селиванова Наталья Леонидовна – главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, д.п.н, профессор, член-корр. РАО, председатель Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, обозначила что одной из ключевых задач современной системы образования является воспитание, о чем свидетельствует и заинтересованность президента, и ряд принятых основополагающих документов.  Роль Управляющего совета в организации воспитательной деятельности является важным вектором развития как системы образовательной организации, так и отдельного и ученика.

Рубцова Ольга Владимировна – ректор Академии инновационного образования и развития, главный редактор журнала «ВНЕшкольник», кандидат педагогических наук, член общественного совета при Уполномоченном при президенте по правам ребенка, отметив что деятельность в развитии государственно-общественного управления должна строиться с учетом не только запросов и потребностей родителей и детей, но на основе глубоких знаний истории педагогики и накопленного опыта системы образования Российской Федерации, при поддержке науки, как фундаментальной основы развития любой деятельности. Также обозначила проблему информационной открытости образовательной организации и пригласила всех участников дискуссии в продолжение обсуждения этой проблемы на 6-й Всероссийской научно-практической конференции  «Информационная безопасность и дети по проблеме права участников образовательных отношений в цифровой среде».

Анпеткова Наталья Сергеевна – вице-президент НАВУСОО, член Оперштаба Минпросвещения РФ по организации горячего питания, заместитель председателя Управляющего совета ГБОУ Школа 2005.

Мясникова Людмила Александровна – заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты г. Москвы, председатель Экспертно-Консультативного Совета Родительской Общественности при Департаменте образования и науки г. Москвы отметила, что участие молодёжи в работе Управляющих советов даёт им возможность набраться практического опыта в общественно-значимой деятельности и в будущем стать социально активными членами нашего общества.

Байдарова Ольга Ивановна – помощник Заместитель председателя Ассоциации развития педагогического образования, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» рассказала о планах проведения Национального родительского форума, запланированного на май месяц 2022г., организатором которого выступит Национальная Ассоциация управляющих советов образовательных организаций.


Опытом работы организации деятельности Управляющих Советов поделились директора школ Москвы и Московской области Иванцов Максим Николаевич, директор ГБОУ города Москвы «Школа № 814» и Гальцина Яна Геннадиевна, директор МБОУ СОШ № 7 Московской области.

По итогам работы круглого стола было принято решение о дальнейшем развитии системы государственно-общественного управления в системе образования: разработка и утверждение  инструментов взаимодействия членов Управляющих советов и методологических и методических материалов их обучения на уровне образовательных организаций и муниципальных образований в регионах; широко освещать и анонсировать мероприятия Национальной Ассоциации взаимодействия Управляющих Советов образовательных организаций с целью привлечения как можно более широкой общественности к проблеме и выработки оптимальных механизмов реализации этой важной государственной задачи.

Запись мероприятия

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.