Интервью с Ольгой Владимировной Рубцовой

Ректор Академии Ольга Владимировна Рубцова ответила на вопросы представителей родительской общественности. Родителей интересовала проблема защиты детей от вредоносного контента и формирования позитивной и развивающей информационной среды для детей.

Что собой представляет информационная угроза для современных школьников?Прежде всего необходимо дать определение угрозы. Угроза – это потенциальные или реальные действия, приводящие к моральному или материальному ущербу. Угрозы могут быть как реальными, т. е. уже проявившимися в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальными, т. е. их негативное воздействие может проявить себя в ближайшем или отдаленном будущем.

Угрозы информационной безопасности детей можно определить, как совокупность условий и факторов, воздействующих на здоровье ребенка, его духовно-нравственную сферу, межличностные отношения, создающих опасность жизненно важным интересам личности в социальном, психологическом и педагогическом аспектах.

Какую угрозу для общества представляет наличие в детской образовательной среде вредной информации?

Информационную безопасность образовательного учреждения рассматривают, как состояние защищенности персональных данных субъектов образовательного процесса, обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, информационных ресурсов, технологий их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности. При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать все угрозы, которые могут возникнуть, а значит должны быть использованы все уровни защиты детей от вредной информации.

Какие угрозы информационной безопасности существуют непосредственно в образовательном учреждении?

В образовательном учреждении непосредственно существуют следующие угрозы информационной безопасности:Интервью Ольги Владимировны Рубцовой представителям родительской общественности

  • Несанкционированный доступ к персональным данным, конфиденциальной информации, и программам, хранящим важные документы.
  • Возможна подмена исходных данных в электронных журналах, личных делах педагогов и учащихся.
  • Создание отрицательного влияния на психику учащегося. Свободный доступ в школе/колледже/институте в интернет открывает для детей огромное количество информации, где помимо обучающих и развивающих ресурсов, также присутствуют и ресурсы с нежелательной информацией (материалы порнографического характера, насилия над людьми и животными, пропаганды наркотиков, экстремистской идеологии).
  • Чрезмерное использование учащимися социальных сетей, следствием чего является разрушение нормального образовательного процесса обучения.
  • Кибертерроризм, как новая форма терроризма, возможна и в образовательных учреждениях. 

Какие на сегодняшний день можно выделить уровни защиты детей от вредной информации:

Проблема защиты детей от вредной информации напрямую связана с темой образования. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. Сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и, выявив угрозы информационной безопасности молодежи, определить, какими средствами можно их предотвратить. Проблема обеспечения информационной безопасности школьников, молодежи является в последнее время очень актуальной. В связи с этим вопрос безопасности личной информационной среды (ЛИС) каждого школьника является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды и поэтому я бы выделила следующие уровни защиты детей от вредной информации:

Концептуально-политический. На этом уровне принимаются документы, в которых определяются основные направления государственной политики в области информационной безопасности, формулируются цели и задачи обеспечения информационной безопасности в отношении всех обозначенных субъектов, намечаются пути и средства реализации поставленных целей. Примером подобного рода документов является Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г. и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Законодательный. На этом уровне принимаются нормативные правовые акты (законы, постановления правительства и др.), призванные инициировать создание и функционирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности, например, Федеральный Закон Российской Федерации “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

Нормативно-технический. На данном уровне осуществляется разработка стандартов, руководящих и методических материалов и документов, регламентирующих процессы разработки, внедрения и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности. Проводится приведение в соответствие национальных и международных стандартов в сфере информационных технологий.

Административный. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности на данном уровне проводится в рамках конкретной образовательной организации (учреждения). На этом уровне руководство организации (учреждения) реализует конкретные меры по обеспечению информационной безопасности. В их основе лежит политика безопасности (совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации), определяющая стратегию в области информационной безопасности, а также объем выделяемых ресурсов для создания и функционирования системы комплексного обеспечения информационной безопасности.

Программно-технический уровень. Данный уровень предполагает использование как программных, так и технических средств для обеспечения информационной безопасности, среди них: идентификация и проверка подлинности пользователей средств информатизации; управление доступом к информации; протоколирование и аудит; криптография; экранирование; обеспечение высокой доступности и т.п.

Какие факторы информационной среды, могут нести в себе угрозу информационной безопасности школьников?

К факторам информационной среды, которые могут нести в себе угрозу информационной безопасности школьников, следует отнести прежде всего следующие:

  • доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам;
  • наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребенка;
  • наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;
  • наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Какие существуют меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника?

С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять следующие меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:

Правовое обеспечение информационной безопасности — это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.

Защита психики и здоровья ребенка. Меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и интернет-зависимости среди учащихся, педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников.

Организационная защита — это регламентация информационной деятельности подростков, контроль использования сетевых сервисов и сообществ, исключающие или ослабляющие нанесение вреда ЛИС школьника.

Воспитательные меры по обеспечению информационной безопасности (ИБ). Необходимо формировать у подрастающего поколения культуру безопасности, ответственность за осуществленные действия в информационном пространстве, воспитывать и укреплять духовно-нравственные ценности, патриотизм, готовить родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и уважению его самостоятельности.

Техническое и программное обеспечение ИБ — это использование различных аппаратных и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программ родительского контроля, сетевых фильтров, технических средств защиты информации.

Важно отметить, что все меры по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения должны быть обусловлены прежде всего возрастными, психологическими и физиологическими особенностями школьника, как формирующейся личности и тем, что он, в сравнении с представителями других социальных групп, в большей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его нравственному развитию и здоровью.

В национальной стратегии действий в интересах детей, подписанной Президентом Российской Федерации в 2012 году, также перечислены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:

  • создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участию во флэшмобах;
  • создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;
  • внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности информационно-образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;
  • создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;
  • создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей;
  • стимулирование родителей к использованию услуги “Родительский контроль”, позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.

Какова роль информационной среды в социализации ребенка?

Информационная среда в современном обществе является одним из ключевых ресурсов развития ребенка, средства массовой информации становится одним из важнейших институтов социализации нового поколения наряду с институтом семьи и школы, поэтому проблема обеспечения информационной безопасности в семье и образовании оказывается в центре внимания общества.

Уважаемая Ольга Владимировна, что для вас значит понятие «информационная безопасность» детей?

По моему мнению, информационная безопасность детей может быть определена как:

  • защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие ребенка;
  • создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия, патриотизма;
  • защита от негативного влияния и создание условий для развития.

Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде?

Я уверенна, что это общая забота и ответственность всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.

Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения информационной безопасности школьников является не столько социальной, сколько психолого-педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества нравственной культуры и воспитания подрастающего поколения. То есть перед образованием в целом и предметным обучением стоит задача сформировать интеллектуально-духовную систему личности ученика в соответствии с целями образования и обучения, а также подготовить эту систему к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с ее информационными потребностями и познавательными интересами.

Учителя и родители должны понимать, что современные дети живут в новом информационном обществе глобальной коммуникации, в котором существуют как новые возможности, так и новые угрозы, риски. И чтобы ребенок вырос конкурентоспособным гражданином, он должен постигать эти возможности. И даже если при этом ребенок столкнется с угрозами и рисками, у него будет вырабатываться своеобразный “иммунитет” на информационный негатив.

Каковы пути и механизмы обеспечения безопасной и комфортной информационной среды для детей?

Первое, но не самое главное – это фильтрация контента.  Много делается со стороны государства попыток создания средств технической фильтрации контента и мониторинга детского сегмента сети Интернет и медиапродукции для детей. Они выполняют свою функцию. Но, сегодня в период падения общей культуры, необходимо говорить о фильтрах в головах и душах не только самих детей, но, и их родителей. Это и государственно-общественная экспертиза, и обучение и просвещение в вопросах медиа грамотности, формирование критического мышления. И, наверно самое главное, это формирование способности создавать позитивный контент, использую современные информационно-коммуникационные ресурсы. Одним из примеров комплексного подхода к решению этой проблемы может быть наш совместный опыт с Национальной родительской ассоциацией по созданию в образовательных организациях центров «Безопасная информационная среда», площадок где педагоги, дети, родители, представители социума учатся жить в современном информационном мире, создавать новые механизмы противостояния вызовам и угрозам информационного потока, профилактике не химических форм зависимостей, а также ищут новые пути обеспечения качества образования для подрастающего поколения нашей страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

EnableInternalCSP_request