Интервью с Андреем Воробьевым

Директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев.

Андрей Александрович, безопасная информационная среда, информационная безопасность – эти темы с каждым годом обсуждаются все интенсивнее. Угрозы растут или бороться в ними трудно?

Современная информационная инфраструктура стала неотъемлемой частью развития экономики страны и всех сфер общества. IT-технологии настолько плотно вошли в нашу жизнь, что даже их кратковременное отсутствие доставляет нам существенный дискомфорт. Интернет стал уже не только информационной средой, но и жизнеобеспечивающей, если иметь ввиду технологии IoT (англ. Internet of Things) – так называемый Интернет вещей («умные» дома и вещи). Однако, вместе с благами прогресса растет и число угроз в случае злонамеренного или враждебного использования таких технологий. И наряду с противодействием зловредным явлениям в Сети немаловажно формировать и повышать так называемый цифровой иммунитет пользователей через повышение их грамотности в использовании этих технологий.

Теме информационной безопасности Координационный центр уделяет особое внимание. В первую очередь, конечно. в области безопасности доменного пространства, поскольку  Координационный центр является администратором национальных доменов RU и РФ. Но кроме обеспечения бесперебойного функционирования Рунета с развитием технологической инфраструктуры российских доменов, миссией центра является и обеспечение развития интернета в Российской Федерации. Также большое внимание мы уделяем просвещению и повышению цифровой грамотности пользователей и особый акцент – подрастающему поколению.

Какие инициативы и проекты в этом направлении Координационный центр реализует для детской аудитории?

Координационный центр доменов .RU/.РФ ведет большое количество социальных и просветительских проектов. Например, это социально-образовательный проект для школьников «Изучи интернет – управляй им!», который в доступной игровой форме представляет информацию об устройстве, возможностях и принципах функционирования интернета, а также, безусловно, об информационной безопасности, защите персональных данных и основным правилам поведения в сети. Ежегодного в рамках проекта проходит Всероссийский онлайн-чемпионат для школьников. В прошедшем году в чемпионате приняли участие порядка 14 тысяч школьников, 4 тысячи из которых объединились в более чем 600 школьных команд со всей страны. Помимо чемпионата в рамках этого проекта в течение года проводятся локальные школьные турниры, викторины и просветительские лекции.

Также есть конкурс сайтов «Позитивный контент», поощряющий создание ресурсов для детей и подростков с безопасным образовательным или просветительским содержимым. Конкурс живёт более 8 лет и основную идею конкурса – стимулирование производства позитивных и познавательных ресурсов для замещения «нехорошего и не полезного» в Сети, выполняет – за время проведения конкурса число участников конкурса умножилось в несколько раз! А значит, на это же число выросло количество полезного и познавательного контента в Рунете.

Кроме того, необходимо обратить внимание на домен .ДЕТИ, который был создан при непосредственной поддержке Координационного центра; он объединяет сайты о детях и для детей с качественным и безопасным контентом. Это маленький островок в интернете, куда детей можно спокойно отпускать без надзора родителей и учителей. Будьте уверены, на ресурсах домена ребенку не встретится неподходящая информация, поскольку в домене .ДЕТИ реализована уникальная система круглосуточного мониторинга, с помощью которой все сайты, размещенные в этой доменной зоне, проверяются на наличие вредного и небезопасного контента. Таким образом, адрес в .ДЕТИ – гарантия того, что пребывание детей и подростков в сети будет комфортным и безопасным.

С какого возраста нужно начинать заботиться о просвещении детей в интернет-безопасности?

Простейшие правила интернет-гигиены надо прививать с того момента, как только ребенок впервые берет в руки гаджет, подключенный к Сети. Учитывая, какое сейчас огромное количество специальных детских приложений, это происходит в самом раннем возрасте. Причем освоение современными детьми электронных устройств происходит очень быстро и интуитивно. Это привычная, естественная им среда обитания. Поэтому знания о первичной культуре поведения в сети должны даваться сразу же вместе с появлением доступа в интернет.

Кого еще нужно обучать цифровой грамотности для того, чтобы наши дети выросли полноценными и уверенными в себе гражданами цифрового мира?

Для комплексного повышения медиаграмотности в России обучать надо не только детей, но и тех, от кого они приобретают свои первичные знания, то есть учителей и родителей. Именно от них зависит безопасность и первый удачный опыт взаимодействия детей с интернетом, и именно это определяет весь дальнейший поведенческий опыт в сети. Необходимы не столько конкретные знания, сколько общая методология, которая позволит шаг за шагом приобрести навыки, необходимые современному человеку. Здесь семья и школа играют немаловажную роль. А семья, пожалуй, главную.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

EnableInternalCSP_request