Профессиональная ориентация сегодня и завтра

Программа повышения квалификации:

Профессиональная ориентация сегодня и завтра

Объем программы:

24 часа

(16 лекционных занятий и 2 семинара, 4 часа промежуточная и итоговая аттестация).

Стоимость обучения

17 100 рублей

Для инновационных площадок Академии, партнёров предусмотрены скидки.

Аннотация:

Программа предназначена для подготовки руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, занятых в реализации профориентационного минимума и широкого круга работников образования, интересующихся вопросами сопровождения профессионального самоопределения в современном динамично меняющемся мире.

В течение многих десятилетий педагоги и их коллеги из самых разных областей знания о человеке говорят о выборе профессии как о ключевом поводе поиска своей субъектности, об обретении опоры в жизни на свою собственную, а не на чужую волю. В педагогическом знании в целом и профессиональной ориентации,  в частности, сейчас представлено очень большое число взглядов на проблему. Но лишь незначительная часть их них обращается в первую очередь к ценностно-смысловым проблемам выбора профессии. Как возобновление  прежних практик профессиональной ориентации, так и разработка новых ее инструментов ставят проблему обособления тех направлений педагогической мысли о профессиональном выборе, которые ищут ответ на способах обеспечения долгосрочной  поддержки субъекта профессионального самоопределения. Для нее характерны свои цели и задачи, содержание формы и методы, уникальная специфика их цифровой трансформации и организационных решений.

Не так часто происходят перемены, которые требуют мобилизации максимума ресурсов, необходимых  для принятия значительных организационных решений.  Ответственность за реализацию этих решений связана с преодолением очевидных препятствий на пути обеспечения существенного взаимодействия между ведомствами, представителями общества, бизнеса и образовательной сферы, а также с поиском способов обнаружения «подводных камней», как новых, так и уже давно известных по истории развития профессиональной ориентации. Одно из таких решений принято совсем недавно. Успешная реализация в Российской Федерации  Проекта ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ «Билет в будущее» (в рамках Национального проекта «Образование») сделала возможным переход к более масштабным государственным инициативам. Весной 2023 года в Российской Федерации было анонсировано развертывание работ по реализации профориентационного минимума, единого универсального набора профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Профориентационный минимум  будет предусматривать сочетание урочной и внеурочной деятельности, воспитательной работы, взаимодействия с родителями. Также предполагается расширение экскурсионной работы, деятельности предпрофессиональных классов. Особый интерес у практиков вызывает  восстановление практик, ядром которых является профессиональное обучение: будет переосмыслен и трансформирован в соответствии с современными реалиями опыт создания учебно-производственных комбинатов в советский период. Анонсированное решение в определенной мере подытоживает десятилетний период реализации государственных инициатив по восстановлению профориентационной составляющей в общем образовании.

Предлагаемая программа повышения квалификации – не просто отклик на яркое управленческое решение. Авторы предлагают рассматривать данное событие в контексте гипотетического приближения некоторой критической черты, когда решение профориентационной проблемы и связанных с ней ценностных и смысловых вопросов, связанных с созидательным трудом нашего соотечественника приобретает не тактические, а судьбоносные черты для российского общества и бизнеса, а, возможно, и для государства. Программой декларируется необходимость компенсации риска «забыть» о труде и сопровождении профессионального самоопределения как о «шансе стать другим»,  представления данной работы к исключительно в логике «профориентации для государства», подстраивания  содержания профориентационного минимума именно под эти задачи. Очевидно, что какая-то часть деятельности педагогов и организаторов профориентационной работы будет направлена на  достижение некоторого внешне заданного результата по «заказу» государства и бизнеса. Что-то может быть интерпретировано как оказание профориентационных услуг населению, прежде всего обучающимся и их родителям.  Но предметом особого внимания педагогов (действующих в обязательном партнерстве с остальными участниками реализации профориентационных инициатив) должно прежде всего стать формирование у обучающихся профориентационно значимых компетенций, принятие ими ценностей профессионального образования и профессионального самоопределения, использование для этой цели знаний о современном мире труда, о динамике мира профессий в контексте достижения национальных интересов страны

Ожидаемый результат

Программа позволит участникам обнаружить возможности реализации профориентационного минимума в контексте трех разных социокультурных моделей (традиционной, индустриальной и постиндустриальной) и трех разных парадигм (воздействующей, консультативной и образовательной профориентации).  Такой подход позволит им оценить потенциал различных средств профориентационной работы с обучающимися, обнаружить возможности использования способов учета регионального или отраслевого контекста, предположить пути развития технологий помощи в выборе послешкольного маршрута в условиях цифровой трансформации.

Форма проведения 

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Адресат программы:

Педагоги общеобразовательных организаций, занятых в реализации профориентационного минимума

Автор и ведущий спикер программы:

Родичев Николай Федорович,

кандидат педагогических наук,

Опыт работы   

 В настоящее время – ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Ранее – ведущий аналитик Центра развития образования Российской академии образования; заведующий лабораторией социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, Института общего среднего образования РАО; научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, Института профессионального самоопределения молодежи РАО, доцент кафедры педагогики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Соавтор учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школьников на начальном этапе развития идей их использования, первых отечественных пособий по реализации профессиональных проб обучающихся, первых электронных инструментов профессиональной ориентации, участник создания при межшкольных учебных комбинатах профориентационных служб и реализация в комбинатах идей продуктивного обучения.

Автор более 120 публикаций по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Член Экспертного совета по реализации проекта «Билет в будущее», Научного совета Отделения профессионального образования Российской академии образования “Инженерное образование и профессиональное самоопределение”, Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Научного совета по развитию профессионального образования и обучения Российской академии образования, Экспертного Совета   АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития» «Безопасная информационная среда детства».

Черкашин Евгений Олегович,

кандидат педагогических наук,

Опыт работы  

Старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности.  instrao.ru

Кандидат педагогических наук.  prlib.ru

С 1999 года работает в Институте общего среднего образования РАО, Институте содержания и методов обучения РАО, далее в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».Область научных интересов.Проблемы социально-профессионального самоопределения в системе общего и дополнительного образования.