17 апреля на Парламентских слушаниях по теме: «Актуальные проблемы детей в информационном обществе» были озвучены основные проблемы и векторы их решения.
Реализация Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и модернизация системы образования с учетом внедрения новых компьютерных технологий побуждают сегодня руководство многих субъектов Российской Федерации искать инновационные пути решения организации комфортной и безопасной информационной образовательной среды для детей.
Решение этой сложной задачи требует консолидации ресурсов государства, общества и семьи, так как только совместными усилиями мы сможем обеспечить защиту наших детей от угроз современных информационных реалий и гармоничное развитие, с учетом новых инновационных методов и приемов.
12 сентября 2017 года в Общественной палате Российской Федерации прошли Общественных слушаний на тему: «Формирование комфортной и доброжелательной среды для жизни с использованием инновационных форм воспитания»
Открыл слушания член Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной Палаты Российской Федерации Рыбальченко Игорь Сергеевич, который указал на острую необходимость этой проблемы сегодня. Это уже не только формирование информационной культуры, но и сохранение здоровья, а иногда и жизни детей.
С приветствием выступил Ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», Гусев Алексей Владимирович. Он подчеркнул необходимость родительского просвещения в вопросах обеспечения доброжелательной и комфортной среды как в школе , так и дома. Вручил благодарственное письмо руководителю Экспертного совета НРА Ольге Рубцовой.
Ректор Академии инновационного образования и развития Рубцова Ольга Владимировна представила результаты пятилетней работы Академии и проанализировала информационную среду среднестатистического ребенка России, подчеркнув необходимость интеграции усилий государства, общества, семьи и школы. Представила работу первого в России Центра «Безопасная информационная среда», открытого в Школе 1583 им. К.А. Керимова г. Москвы.
Кинфу Зенебе Тафессе, профессор международного уровня РУДН, Генеральный директор ООО «Международная этнос дипломатия» обратил внимание участников на важность проблемы межконфессиональных и межэтнических отношений, как одного из механизмов гармонизации отношений в российском обществе.
О реализации межведомственного проекта «Новое поколение» по теме; «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования», реализованного в городе Копейске, рассказал научный сотрудник РАНХиГС Демидов Алексей Александрович. Он обозначил значимую роль родителей в формировании медиакультуры подрастающего поколения. Как механизм формирования этих компетенций может быть детский кинофестиваль и центры «БИС».
Продолжились слушания видео–включением двух инновационных площадок Академии инновационного образования и развития и Института стратегии развития образования. Это школа № 4 города Копейска Челябинской области и Центр внешкольной работы г. Челябинск. Директор школы Глазова Ирина Юрьевна рассказала о преемственности проектов «Новое поколение» и «БИС», об опыте создания уроков доброты, а Заместитель директора Центра внешкольной работы Ольга Викторовна Филиппова и научный руководитель Сергей Григорьевич Молчанов рассказали об опыте измерения патриотизма детей. Болдина Лариса Владимировна, заместитель директора МБОУ СОШ рабочего поселка Межевой Челябинской области рассказала о своих намерениях развития безопасной и комфортной образовательной среды для детей.
Воробьев Андрей Александрович, руководитель координационного центра регистратора доменных имен национального сегмента Интернет сказал, что одна из задач всех интернет-организаций – развитие информационной грамотности. КЦ начал эту работу еще в 2009 году, в Год безопасного интернета, став соорганизатором первого конкурса интернет-сайтов для детей и молодежи «Позитивный контент». И сегодня конкурс продолжает жить и насчитывает тысячи участников как в стране, так и за рубежом. Создано отдельное интернет-пространство для детей – домен «ДЕТИ», в которой аккумулируется контент безопасный для детей. Выпущено практическое методическое пособие для педагогов по защите персональных данных в интернете. В проекте «Изучи интернет – управляй им!» все участники могут получить базовые знания об устройстве и возможностях интернета в доступной интерактивной форме, а также проверить уровень владений технологиями с помощью турнирных модулей проекта. Ежегодно тысячи школьников со всей страны принимают участие в школьных тематических интернет-викторинах, турнирах, IT-марафонах, а также в регулярном всероссийском онлайн-чемпионате. Все наработки позволяют повышать IT-компетенции не только детей и подростков, но и взрослых начинающих пользователей интернета, что также способствует повышению уровня информационной безопасности.
Совместный проект Департамента информационных технологий и Департамента образования Правительства Москвы «Школа новых технологий», в который вошли уже 220 образовательных организаций столицы, представил Марчак Игорь Степанович. Важно всё, что связано с информационной безопасностью. «Нужно стимулировать детей на получение в интернете образовательной составляющей, дать учащимся возможности раскрывать свои таланты. Через проекты, практико-ориентированные профильные мероприятия, развитие IT в школах», отметил Игорь Марчак.
Телемост с Алтайским краем был представлен Костенко Максимом Александровичем, ректором Алтайского института повышения квалификации педагогических работников, и научным сотрудником Академии Митиной Алена Александровной. Проблематика здоровьесберегающей среды школы и развития экологического образования семьи в настоящее время представлена как в курсах повышения квалификации для всех целевых категорий, так и в инновационных проектах. В практике работы выделяют следующие смысловые линии блоков формирования комфортной и доброжелательной среды для жизни: социальный, экологический, экономический, информационный, психологический. В Алтайском крае реализуются в этих смысловых контекстах проекты: «Школа здоровья», «Академия родительства», в рамках инновационной инфраструктуры направление «Развитие воспитательной компоненты», поддержаны и эффективно развиваются подпроекты на базе школ. Касаткина Наталья Владимировна, директор Контошинской СОШ Косихинского района, рассказала об опыте реализации этих направлений на практике в рамках инновационной площадки «Безопасная информационная среда».
Опыт работы по формированию комфортной и позитивной информационной среды с опорой на родителей представил Егоров Валерий Федорович, педагог дополнительного образования Гимназии им. Ф.К. Салманова г. Сургут.
Его поддержал Алферов Андрей Николаевич, директор НП «Доверие. Партнерство. Право», который рассказал о роли управляющих советов в обеспечении информационной безопасности в школе и дома. Выразил готовность методической поддержки Комиссии по информационной безопасности при управляющем совете Школы 1583 г Москвы и необходимости такой работы во всех управлявших советах образовательных организаций.
Одной из важных составляющих является экспертиза информационной продукции для детей. «Чтобы стать экспертом, этому необходимо научиться», сказала в своем видеообращении Агаева Яха Заутдиновна, руководитель отделения НРА в Чеченской Республике. Свой опыт прохождения экспертизы представила Томашева Валерия Викторовна, руководитель проекта «Молодежь за права человека» из Санкт-Петербурга. Экспертиза материалов побудила к созданию конкурса «Права человека глазами молодежи», который сейчас активно идет на всей территории Российской Федерации.
Информационная среда формируется только в активной деятельности. Комарова Екатерина Владимировна, директор лингвистической школы английского языка «Easy Speak», рассказала об итогах реализации проекта «Гимн России понятными словами», в котором приняли участие более 2000 школьников из всех уголков нашей страны, и представила новый совместный проект с Национальной Родительской ассоциацией и Академией инновационного образования и развития «Расскажи миру о своей России», который стартовал 1 сентября 2017 года.
Завершил слушания Левченко Б.В., который еще раз подчеркнул значимость и важность заявленной темы.
Все участники пришли к единому мнению, что для профилактики агрессивного воздействия информационной среды необходимо консолидировать усилия государства, общества, семьи и школы.
EnableInternalCSP_request