Интервью с Алфёровым Андреем Николаевичем

Интервью с Алфёровым Андреем Николаевичем – директором Некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании “Доверие. Партнерство. Право”, Заместителем Председателя Общественного совета при Департаменте образования г. Москвы (ДОгМ), Председателем комиссии по правовым вопросам городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОгМ.

«Роль духовно-нравственного воспитания современного молодого человека в условиях развития гражданского общества».

 Задача школы и родителей – дать каждому ребенку, прежде всего, счастье.Скажите, как Вы оцениваете сегодняшнее развитие современного молодого человека, через призму воспитания в семье и в сфере образования?

     Человек в юном возрасте часто решает задачу выбора, имея слишком много неизвестных: он не очень хорошо знает свои способности, смутно сознает свои склонности, он недостаточно уверен в прочности своих знаний. Вот поэтому-то современный учитель должен четко понимать свою роль в этом процессе развития гражданского общества.

   Школа по самой своей сути призвана воплощать в воспитании социальные цели. Школа распахивает перед юным человеком мир познания, приобщает его к интеллектуальному труду, общественной жизни. А с чего начинается воспитание в семье? Не с той ли первой улыбки, которую видит ребенок на лице склонившейся к нему матери, с первого ощущения излучаемой на него нежности, с первой радости общения? В семье получает ребенок изначальные уроки нравственности, учится чувствовать и понимать чувства других людей. Эту разницу важно понимать и потому, что учитель и родители не подменяют, а дополняют друг друга, совершая одно, самое трудное на свете дело – воспитание человека.  

   Рацион семейной жизни, как это ни покажется странным, более всего беден витаминами общения. И острее всего замечают недостаток домашнего общения дети, эти наши рационалисты, которых мы так часто осуждаем за черствость, сухость, невнимательность. Чего хотели бы дети от своих родителей? Чтобы мы больше интересовались их школьными проблемами, друзьями, стремились бы разделить с ними их радости и огорчения. Дети ощущают не просто недостаток общения. А именно общения двустороннего. Когда-то совместный труд распределял в семье все роли. Участие в нем каждого было самоочевидным и определяло его авторитет. Сейчас члены семьи, как правило, работают в разных местах: их труд отчужден от дома. Тем важнее вводить ребят в круг общих забот. Каждый, наверное, помнит такие дни, будь то ремонт квартиры или весенние работы на даче, когда все дружно, с шутками помогают друг другу, охваченные общим радостным возбуждением. Но не только в труде совершается так необходимый и детям, и взрослым обмен духовными ценностями. А просто прогулки? А домашнее творчество – от кулинарии до техники? Музыка? Разнообразные игры – от шахмат до городков? А домашние праздники? Совместные действия в семье имеют не только утилитарную цель, но и сплачивают ее как коллектив. Это простая истина порой ускользает от нас.

   То есть получается, что сейчас современный молодой человек практически предоставлен сам себе, и его роль в семье трансформировалась в некое подобие самовоспитания, как духовного, так и нравственного через те ценности, которые сейчас как бы существуют вне семьи?

    Социологи исследовали зависимость между социальным положением, квалификацией, образованием родителей и успеваемостью учеников начальной школы. Оказалось, что социальное положение и профессия родителей имеют меньшее значение, чем их квалификация и образование. Важно то, что определяет широту интересов людей, их жизненный тонус, их самооценку.    Ведь человек, увлеченный своим делом, не может не проявлять этого в разговорах, настроении, отношении к окружающим. Дети жаждут приблизить нас к себе на началах полной взаимности. Не потому ли среди тех качеств, которые хотели бы они видеть у своих родителей, особенно подчеркивается чувство справедливости. Они хотят, чтобы родители ощутили необходимость признавать свои собственные ошибки и заблуждения. Девочки жаждут этого прежде всего от матери. Мальчики – от отца. И еще они находят, что нам, взрослым, не хватает чувства юмора. Не слишком ли высокопарны наши речи, когда мы обращаемся к ним с требованиями и замечаниями по мелочам?

   Родной дом, она же Семья – это и сердечность, и доверие, и взаимная помощь, и любовь, и ответственность – вот это вечные ценности гражданского общества. Кажется, все это возникает, рождается, проявляется, само собой. Но все-таки создается нами самими сознательно, а если не создается, то мы тогда утрачиваем возможность влиять на формирование и развитие личности своего ребенка через духовно-нравственное воспитание, и тем самым позволяя ему самому как Вы выразились – «самовоспитываться» иными и чаще всего подмененными ценностями, ведущие к заблуждению или даже разрушению личности.

   Вы сказали, что дети, как бы хотят, чтобы родители ощутили необходимость признавать свои собственные ошибки и заблуждения. Девочки жаждут этого прежде всего от матери. Мальчики – от отца. Так какова тогда роль отца в духовно-нравственном воспитании личности ребенка в современном обществе?

   В современном обществе становится всё меньше условий, благоприятных для полноценного психического развития ребёнка, увеличивается дефицит общения ребёнка со взрослыми. Без хороших отцов нет хорошего воспитания. Роль отца в воспитании ребенка трудно переоценить, она просто огромна. Отцовство является необходимым условием полноценного развития ребенка. Процесс эмансипации набирает обороты, а вместе с ним растет поколение мальчиков, превращающихся в мужчин, норовящих ускользнуть от ответственности за создание семьи и воспитание детей.

    Мы почему-то забываем о том, что дети, особенно сыновья, копируют своих отцов и уже с ранних лет считают, что “вертеться” должна мама, а папа “отдыхать”. Главный смысл и цель семейной жизни – это воспитание детей. А главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Так сложилось, что ведущую роль в воспитании детей в семьях, в школах и детсадах играют женщины. Нужно возрождать престиж отцов. Без сильного мужского плеча получаются перекосы в воспитании, особенно мальчиков, которые вырастают «маменькиными сынками».

   И вот тут, я, пожалуй, пока поставлю точку в своих вопросах, ибо размышления о труднейшей из профессий не может быть конца, о родителях и их детях, то есть о нас – это тема бесконечная и всегда самая важная, образование и воспитание – это краеугольные камни успешного развития гражданского общества в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

EnableInternalCSP_request