Уважаемая Валерия Валерьевна! Сегодня, высшее образование переживает ряд изменений… остается ли в нем необходимость?
Социально-экономические и общественно-политические изменения, происходящие сегодня, привели к необходимости формирования активной жизненной позиции человека. Происходит модернизация образования. Экономика России испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции и принимать нестандартные решения, способных выдерживать жесткую профессиональную конкуренцию на рынке труда, быстро адаптироваться к возрастающему уровню науки, техники и технологии, владеющих научными методами познания, умеющих не только реализовывать, но и постоянно обновлять, углублять и обогащать знания. И сейчас, когда мы имеем компьютеры во всех сферах деятельности необходимость в высококвалифицированных кадрах, повышается. А изменения – это развитие. Безусловно, высшее образование нужно. Только теперь оно имеет определенные ступени: бакалавр, магистр. И каждый в праве сам выбирать…готов ли он пройти одну ступень или две и более. Высшее образование уникально тем, что наряду с профессиональными компетенциями формирует и целостное мировоззрение личности.
А в чем, по-Вашему, конечная цель высшего образования?
Высшее образование должно обеспечивать успешную карьеру человека. Есть такое понятие — человеческий капитал. Это оценка капитализированного дохода человека, то есть сколько ты будешь зарабатывать. И высшее образование как раз связано с понятиями карьеры и человеческого капитала.
Насколько сейчас высшее образование способствует карьере?
Оно способствует карьере, без всякого сомнения. В городской экономике ты обязан иметь высшее образование, иначе у тебя не будет никакой карьеры. Исключения можно буквально по пальцам пересчитать.
А нынешним студентам интересно учится в ВУЗе?
Дело в том, что студенты сейчас в вузе включены в активную и разнообразную деятельность. Сегодня они принимают участие и в науке, и в творчестве. Это разнообразные форумы, конференции, вебинары, флэшмобы, квесты и пр. В вузе для студентов созданы особые условия работы, где в процессе совместного творчества идет наработка профессиональных навыков, имеющих практическое применение; в том числе итоговые выставки студенческих творческих работ, проектирование в производственных мастерских. В учебном процессе активно используется сотрудничество с внешними организациями: студенты выполняют учебные, учебно-исследовательские и научно-исследовательские проекты. Студент сегодня – творец себя, своей жизни. Он выходит из вуза с уже готовым портфолио – рекламой себя, как специалиста, как конкурентной личности.
Надо ли понимать выпускнику школы перед поступлением и выбором ВУЗа, где территориально он планирует работать, чтобы изначально правильно себя готовить к будущему?
Очень мало выпускников школ знают при поступлении, чего они хотят. Конечно, бывает, что абитуриент имеет внутренний мотив и желание стать конкретным специалистом.
На мой взгляд в этом есть как плюсы, так и минусы. Студенты тогда становятся очень усердными в том направлении, которое им по душе. Но они не становятся лучшими студентами на курсе, потому что с трудом учат то, что считают не обязательным для него. Они еще не имеют правильного представления, что им может быть полезно в работе и в развитии карьеры. Наши учебные программы составлены таким образом, чтобы разносторонне развить студента в той или иной специальности, дать ему возможность увидеть свою будущую работу, посмотреть на будущее под разными углами и исходя из разных профессий, в которых будут важны те навыки и умения, которыми он обладает или научиться. Наша задача дать абитуриентам возможность начать с общего и прийти к частному, начать с общих дисциплин той или иной специальности и потом выбрать профиль. И абсолютно не важно, где территориально потом выпускник будет работать. Обладая теми практическими навыками, которые дает ВУЗ, развив важные личностные качества, такие как инициатива, самостоятельность и креативность, человек будет готов сделать любой шаг в своей карьере и успешно ее развивать.
Многое теперь в обществе компьютеризировано, как вы отметили выше. Зачем тогда творческая деятельность, ручной труд? Ведь компьютер и современные программы могут почти все…
В современном обществе все большее значение приобретает инновационная и интеллектуальная сфера деятельности человека. Модернизация, оптимизация и развитие массового производства привели к тому, что приоритеты смещаются в сторону практической функции, а художественная часть остается в стороне, но даже при всем многообразии, товаров и услуг, предлагаемых на современном рынке, ручная работа остается в цене.
Во-первых, потому, что произошел массовый перенос высокохудожественных произведений искусства из интерьеров общественных зданий в пространство современного жилища.
Во-вторых, появилось новое оборудование и, как следствие, новые технологии.
Есть такие сферы деятельности человека, где компьютер не сможет заменить человека. Например, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы. Эти уникальные знания и умения передаются из рук в руки, от мастера к ученику, из поколения в поколение. Можно, конечно, посмотреть мастер-класс и по ютубу, но не всегда и все секреты будут озвучены на телеканале. Некоторые нюансы нужно почувствовать «кончиками пальцев». Существуют и современные вышивальные машины, но никто не заменит ручную вышивку, от которой веет «жизнью».
Занимаются ли ваши студенты научной работой? Какие перспективы у ваших выпускников, если сфера научной деятельности их интересует больше работы практика?
В нашем ВУЗе очень благоприятные условия для научной работы. Обучаясь на факультете, ребята видят, что у нас преподают кандидаты и доктора наук, профессионалы своего дела! Ежегодно в аспирантуру поступает минимум 10-15 человек.
Студенты нашего учебного заведения несколько лет подряд становились участниками крупных научно-исследовательских проектов Министерства образования и науки Российской Федерации. Кроме того, наши студенты неоднократно становились дипломантами различных молодежных форумов, конкурсов, проектов. Несмотря на свой юный возраст, некоторые студенты факультета имеют научные публикации в ведущих журналах.
Как вы в принципе относитесь к различным рейтингам ВУЗов? Как к неизбежному злу, которое надо учитывать в своей работе просто потому, что так сложилось, или же всё-таки как к какому-то объективному показателю, который отражает реальную картину?
В рейтингах надо участвовать всем ВУЗам. Я считаю это обязательным делом, ведь это своего рода зеркало, в которое ВУЗы должны смотреться и видеть все свои стороны. Единственное, что нужно требовать от рейтинга — чтобы в нём были объективные критерии. Нам тяжело тягаться по репутации с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, но есть объективные показатели. И, как бы нас ни оценивали, мы всегда стараемся быть достойными среди российских вузов. Для нас это дело чести и совести!
EnableInternalCSP_request